PDA

Просмотр полной версии : Наталья Георгиевна Гундарева


Alevtina
16.05.2005, 18:56
Наталья Георгиевна Гундарева
Natalia Gundareva
( 25.08.1948 года [Москва] - 15.05.2005 года [Москва])
Россия (russia)

В воскресенье на 57-м году жизни скончалась Наталья Гундарева, артистка, которой как нельзя больше подходило ее звание - народная. Она трижды становилась актрисой года по результатам опроса журнала Советский экран, и сложно назвать другую артистку, которую настолько любили бы зрители - все от мала до велика. Оно и понятно: как бы ни отличались друг от друга героини "Осеннего марафона", "Сладкой женщины", "Труффальдино из Бергамо", всех гундаревских персонажей объединяла одна общая черта - они казались зрителям такими родными и близкими, будто хорошие старинные друзья. Как и сама Наталья Георгиевна.

Alevtina
16.05.2005, 18:58
Ее героини известны всем, а о том, какой Наталья Георгиевна была в жизни, Газете рассказали ее друзья и коллеги.


Светлана Немоляева, актриса:


Она пришла в театр совсем молоденькой девочкой из Вахтанговского училища (Театральное училище им. Б. Щукина). И сразу же стала заметной героиней. С Гончаровым у них была творческая дружба. Наташа называла его папой и позволяла себе такие вещи в общении с ним, какие никто другой не смог бы себе позволить. Мы все его немного побаивались, а она нет. Уже потом, когда она заболела, Наташа говорила: Если бы Гончаров был жив, я бы, наверное, давно поправилась.

Мы были партнершами, много играли, и я просто очень ее любила. Конечно, она была человеком творческим, сложным, но в то же время очень контактным, ироничным и смешливым. Бывала, конечно, раздражена, но никогда не бывала злой. При этом Наташа была очень ответственной. Нам еще поэтому было легко общаться: я тоже убеждена, что без ответственности в театре невозможно. Наташа всегда приходила в театр рано, очень серьезно готовилась к спектаклю, спускалась на сцену раньше других актеров и, стоя за кулисами, слушала шум зала.

Театр всегда существует, какие бы актеры и режиссеры ни уходили. Он все равно остается театром. Незаменимых нет. Но есть незаполненные ниши, которые образуются после ухода таких больших актеров. Это пустое пространство хочется заполнить чем-то. Потому о подобных актерах ходят легенды. О них вспоминают: помните, какой был актер, как он играл, как мурашки пробегали по спине, когда он выходил на сцену. Наташа была из таких актеров. Из тех, кто пролетает по жизни, как комета, и оставляет след.


Екатерина Стулова, актриса:


Гундарева была нашей театральной мамой. Я еще была студенткой, а она уже знала, как меня зовут. Это казалось чем-то невероятным. Звезда-прима, какое ей может быть до меня дело? А ей было. Она всегда была очень внимательна к нашим проблемам. Первая напишет рекомендательное письмо, найдет, если нужно, врача. Украли деньги - Наталья Георгиевна вернет за тех, кто украл. Когда Наташа Щербакова была в декрете, за нее деньги получал другой человек. И эти деньги украли, а Наталья Георгиевна большую часть вернула просто из своих денег. Вокруг нее всегда собирались молодые актеры, она называла это: я и мои университеты. А во время гастролей Гундарева часто сама собирала всю молодежь, везла в гости к своим друзьям, куда-нибудь на дачу, и устраивала праздник.

И, конечно, с ней было очень приятно играть на сцене. Таких партнеров надо поискать. Она человек, поцелованный Богом. Не знаю, будет ли еще такая актриса в Театре Маяковского.


Карен Шахназаров, кинорежиссер:


Я потрясен этой новостью. Просто не укладывается в голове. Ушла из жизни великая русская актриса, необыкновенного диапазона и таланта. Очевидно, что она могла бы еще очень и очень много сделать в кино, и эта потеря невосполнима. У меня в Зимнем вечере в Гаграх она сыграла персонаж достаточно одиозный - капризную звезду, но в жизни она была полной противоположностью тому, что отобразилось на экране. Она была добрым, простым человеком, необычайно тепло, без звездности, относящимся и к зрителям, и к коллегам. Даже такую схематичную роль, как в моем фильме, она сумела наполнить личностным содержанием и даже смогла изменить то, что было заложено в ее персонаже. Наталья Гундарева была лишена зазнайства и высокомерия, а это как раз и есть признак великого актера, отличающий его от посредственности.


Сергей Шакуров, актер:


Наташа Гундарева была не только великолепной актрисой, но удивительно отзывчивым человеком, настоящим другом для всех, с кем она общалась. Она очень многим помогала в бытовых вопросах - с квартирами, пенсиями, - не могла остаться равнодушной к чужим проблемам. Она отличалась немодным сейчас качеством - гражданской совестью. Общественная работа, своя позиция по принципиальным вопросам - она к этому относилась серьезно и ответственно. И в жизни, и в профессии она вела себя по-товарищески. Бросить свои дела, чтобы кого-то срочно выручить, куда-то поехать на гастроли, где-то выступить - для нее это было не вопрос. Мне очень дороги наши совместные работы - спектакль Я стою у ресторана, фильмы Cобачий пир, Срок давности. И на сцене, и в кино она была великолепной партнершей.

Alevtina
16.05.2005, 19:04
КАК-ТО в одном из разговоров Наталья Гундарева посетовала, что для того, чтобы почувствовать, как к тебе на самом деле относятся, надо умереть или, по крайней мере, тяжело заболеть. К сожалению, подобная возможность у актрисы появилась. Два года назад, когда Гундарева с диагнозом «инфаркт мозга» находилась в коме, во всех газетах публиковались сводки о состоянии ее здоровья. Кроме того, по словам супруга Натальи Георгиевны актера Михаила Филиппова, появлялись и многочисленные гадалки и целительницы, пытающиеся заработать на недуге знаменитой женщины. Но Гундарева победила болезнь и 28 августа в кругу самых близких людей (а в него кроме Филиппова, его сына от первого брака и двух старинных подруг входят актер Театра им. Маяковского Игорь Костолевский и худрук этого же театра Сергей Арцибашев) встретила свой 55-й день рождения.

_____________________________________________

«Когда у меня спрашивают: «Наташа, почему ты такая сильная?»- я отвечаю: «Потому что слабая. У меня другого выхода нет».

_____________________________________________

Наталья Георгиевна как-то то ли в шутку, то ли всерьез обронила, что испытала чувство зависти только один раз в жизни — когда услышала, как Галина Вишневская пела «Травиату».

Еще капельку

ПЕРЕД тем как писать о Гундаревой, я провел своеобразный опрос: «С каким фильмом у вас в первую очередь ассоциируется Наталья Гундарева?» И однозначного ответа так и не получил. Кто-то называл «Одиноким предоставляется общежитие», кто-то — «Вас ожидает гражданка Никанорова», кто-то — «Осенний марафон». А один из опрашиваемых не мог вспомнить названия фильма, но зато в деталях описал эпизод, в котором главный герой просит у персонажа Гундаревой еще капельку супа. И та, вылив содержимое половника обратно в кастрюлю, смачно капнула на тарелку гостя ровно одну каплю супа. Фильм, кстати, называется «Подранки». А то, что эпизодическая роль Натальи Георгиевны так запала в душу, лишь в стомиллионный раз подтверждает, что звание Гундаревой надо писать с заглавной буквы — Актриса.

«Мой главный зритель — это, конечно, бабы, простые женщины, — рассуждает Гундарева. — Особенно, видно, понимают моих героинь на селе. После выхода на экраны картины «Осень» на киностудию пришло письмо из-под Курска: «Передайте товарищу Смирнову, что он молодец, потому что снимает не только профессиональных артистов, но и нас, простых людей. Крестьянка Гундарева прекрасно сыграла доярку Дусю».

Хотя не все работы народной любимицы настолько удачны и бесспорны. Так, после выхода фильма «Личная жизнь королевы», в котором рассказывалось о жизни сексуально озабоченных граждан некоей страны Затраханд, многим поклонникам было за актрису, сыгравшую одну из главных ролей, неловко. Впрочем, и сама Наталья Георгиевна понимала, что участие в названном фильме было ошибкой. «Я же живой человек, — скажет она позже. - И у меня бывают ошибки. Но я давно свыклась с мыслью, что отрицательный результат — тоже результат.»

В течение двух лет — с 1993 по 1995 г.- Гундарева являлась депутатом Государственной думы от фракции «Женщины России». «Потому что надоело сидеть на кухне и ругать правительство», — объяснит она свой шаг. Но несмотря на то, что народную любимицу наверняка бы избрали и на следующий срок, политикой актриса заниматься не стала. «Лично я убедилась, что это не моя, так сказать, столбовая дорога. Многие, войдя в это состояние, не находят силы выйти из него. Но наивно предполагать: раз за тебя проголосовали, ты уже государственный деятель. Это покажет только время. Мне время показало: я актриса, и нет оснований искать для себя другой жизни».

Alevtina
16.05.2005, 19:08
Сильная потому, что слабая

СЕКРЕТ своего успеха сама Гундарева видит в постоянной работе над собой. «В чем не могу отказать себе, так это в работоспособности. Я очень работоспособный человек. И не надо думать, что все достается мне легко. Не я это «открыла»: даже самому талантливому человеку нужно много работать, чтобы его талант мог проявиться, раскрыться, развиться».

И, наверное, это действительно так. Не зря же первым словом, которое сказала маленькая Наташа Гундарева, было «сама». И в театре, и в киношной тусовке актрису всегда считали и считают сильной, подчас железной женщиной. Когда Наталья Георгиевна узнала об этом титуле, то отнеслась к нему с иронией: «Когда у меня спрашивают: «Наташа, почему ты такая сильная?» — я отвечаю: «Потому что слабая. У меня другого выхода нет, как быть сильной. Надо чем-то держаться внутри себя».

Услышав подобное, все удивляются. Кроме самой Гундаревой, которая как-то сказала, что и состояние счастья не любит. «Когда я счастлива, то становлюсь такая сытая, даже толстею. Мне становится все равно, а я ненавижу себя в состоянии «все равно». Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла».

Ее главный ребенок

ОБЩИХ детей с актером Михаилом Филипповым, вместе с которым Гундарева сыграла в фильме Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», у актрисы нет. Не довелось ей стать матерью ни в шестилетнем браке с режиссером Леонидом Хейфецем, снявшим будущую народную любимицу в принесшем ей первую славу телефильме «Обрыв», ни в супружестве с актером «Маяковки» Виктором Корешковым. Главным ребенком всей ее жизни был и остается театр. «Детьми я, наверное, плачу за успех, — как-то разоткровенничалась Гундарева. — У меня ведь всегда была работа. И она постоянно опережала очередную необходимость завести ребенка. Эту работу, считала, доделаю, а потом… Одиночеством в старости и буду платить. Не страшно ли мне? Так ведь жить вообще страшно. К тому же есть тихая надежда, что Бог не оставит своей милостью и все это произойдет в одночасье. И ты не будешь висеть грузом на тех, кто останется рядом с тобой. А уйдешь, оттолкнувшись одной ногой от земли».

О личной жизни Гундаревой, несмотря на то, что она всегда на виду, известно не так-то и много. «Я не из тех, кто любит, чтобы им перемывали косточки, — объясняет она причину своей закрытости. — У меня жизнь всегда была довольно бурной, но она оставалась моей жизнью. Я не выносила ее на суд общественности. Мне кажется, что излишняя откровенность происходит от желания удержать популярность, когда удерживать ее уже нечем. Когда человек не самодостаточен, неинтересен сам по себе, а представить по творческой линии нечего, тогда начинаются бесконечные скандальные публикации».

Alevtina
16.05.2005, 19:14
До дождя и после дождя

ЕСЛИ родным домом для актрисы вот уже более двух десятков лет является Театр им. Маяковского, то самым дорогим человеком была для нее мама. Ее примеру она старалась следовать всю жизнь, даже курить начала только из-за того, что с сигаретой не расставалась и Елена Михайловна. Единственный раз Наташа пошла против материнской воли (отец ушел от них, когда девочка была еще совсем маленькой), решив поступать в театральный институт. Елена Михайловна, сама всю жизнь проработавшая инженером-проектировщиком, и дочь мечтала видеть строителем. На семейном совете решили, что Наташа будет поступать в Московский инженерно-строительный институт. Специально для этого Гундарева после десятого класса перевелась в вечернюю школу и стала работать в одном из конструкторских бюро. (Тогда для поступления в вуз требовался трудовой стаж.) Кстати, в КБ будущая актриса была на таком хорошем счету, что из рядового чертежника ее перевели на должность помощника руководителя проекта. «Я серьезно решила стать строителем, — вспоминала Гундарева, — с удовольствием занималась реконструкцией железобетонных керамических комбинатов. Сдала два экзамена в институт, как вдруг забежал приятель: «Наташка, это правда, что в МИСИ поступаешь?! С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское!» Почему-то послушалась».

Послушалась — и поступила, выдержав конкурс в 247 человек на одно место. (Вместе с Гундаревой учились Юрий Богатырев, Наталья Варлей, Константин Райкин.) «До сих пор не могу понять, как меня допустили к третьему, последнему туру, — вспоминает Гундарева в своей книге «Актриса». — Одна мысль сверлит: надо сделать что-то невероятное, чтобы произвести впечатление на комиссию в училище. Гардероб у меня был невелик. Надела платье, усыпанное голубыми цветами. Стала похожа на необъятную цветочную клумбу: куда ни кинь взор, везде, до горизонта — я. Завилась, накрасила ресницы, брови, щеки, губы. Посмотрела на себя в зеркало: «Черт побери, только так и врежешься в память!» Иду по улице, и вдруг дождь… С тех пор я всю жизнь так делю: до Дождя и после Дождя. Такого дождя в Москве, по-моему, вообще до этого не бывало. Потоки воды смыли мои кудри, мои щеки и, как мне казалось, даже цветы с платья… Вот в таком виде, в прилипшем к телу платье, я вошла в училище. Дожидаюсь, пока меня вызовут. Смотрю — ребята вокруг красивые, девочки все стройные, а я между ними — как мокрый шар. Вызвали, вошла в аудиторию. За столом лучшие артисты-вахтанговцы, лауреаты, доценты, профессора… Пауза была долгой. Они о чем-то совещались, потом один театральный патриарх сказал нежно: «Нам понравилось, детка, как вы читали. Но и мои коллеги, и я никак не можем понять, как вы движетесь».

Но Гундарева вернулась из училища с победой. Мама же была крайне расстроена странным поведением дочери, считая, что в театре та непременно будет нищенствовать. Еще бы — в КБ Наталье платили 120 рублей в месяц, тогда как стипендия в театральном составляла всего 38 рублей. Пришлось молодой студентке подрабатывать. «Я вообще рано начала зарабатывать деньги своим трудом, — рассказывает Наталья Георгиевна. — Мы жили не бедно, но скромно, а когда мама с папой разошлись, стало жить еще труднее. Я поднимала петельки на чулках (в то время они были дорогими) маминым подругам. Мне за это платили 50 копеек или даже рубль. Сама шила себе юбки, платья».

Актерский талант дочери Елена Михайловна признала только после выхода фильма «Здравствуй и прощай». С тех пор, по словам Гундаревой, мама скупала календари с изображениями своей Наташи, читала все рецензии на ее работы и с неодобрением относилась ко всем, кто не являлся поклонником народной артистки. Не стало Елены Михайловны через несколько недель после страшной болезни дочери. Почти год Наталья Георгиевна не догадывалась о том, что мамы больше нет. Близкие говорили, что та находится в больнице.

Хозяйка красного дома

В ТЕАТРЕ им. Маяковского, примой которого Гундарева являлась все эти годы, отношение к ней было неоднозначное. Коллеги, разумеется, отдавали дань ее несомненному таланту. Но были и те, кто относился к актрисе с завистью. (Сама Наталья Георгиевна как-то то ли в шутку, то ли всерьез обронила, что испытала чувство зависти только один раз — когда услышала, как Галина Вишневская пела «Травиату».)

А ей же завидовали многие. Еще бы — многие годы для художественного руководителя «Маяковки» Андрея Гончарова другой актрисы просто не существовало. Правда, в последние годы своего правления Гончаров (он ушел из жизни, когда Наталья Георгиевна находилась в больнице) не видел для бывшей любимицы новых ролей. Но ее все равно за глаза называли «хозяйкой красного дома» (по цвету кирпича, из которого построено здание Театра им. Маяковского), перефразировав название популярного телефильма «Хозяйка детского дома» с ее участием. Уборщицы старались не попадаться перед спектаклем актрисе на глаза. Гундарева считала, что встреча с женщиной с пустым ведром или коробкой наверняка сделает спектакль «пустым». «Работники наших служб специально прячутся от меня, чтобы не расстраивать», — смеялась она.

Сама же Гундарева могла за кулисами рассказывать коллегам новый способ приготовления курицы, а потом тут же выйти на сцену и прочувствованно произнести свой монолог. А могла, как это бывало перед спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда», вставать перед началом действа на колени. «Я складывала руки, как бы в мольбе, — признавалась актриса. — Слушала, как за занавесом о чем-то своем разговаривают люди. А сама думала лишь об одном: «Господи, ну помоги мне! Не для себя прошу, а для тех, кто сегодня пришел!»

Гундарева никогда не выставляла напоказ свои взаимоотношения с Богом. Говорила лишь, что ходит в церковь. «Я верую в Бога, только не исступленно. Однажды в церкви услышала, как батюшка произнес замечательные слова: «Бог есть любовь». Вот в это я верю. Каждый вечер молюсь Богу и прошу: «Господи, сохрани, не лишай разума. Все возьми, только разума не лишай».

Кстати, длительное время актриса находилась в больнице святителя Алексея Митрополита Московского при Московском патриархате. Сейчас она переехала в подмосковный санаторий «Валуево», где гуляет и много читает. Так, узнав, что в родной «Маяковке» собираются ставить «Братьев Карамазовых», перечитала роман Достоевского. Незадолго до болезни Наталья Георгиевна сказала, что больше всего ее привлекает жизнь не в ярких ее проявлениях, а в спокойной умудренной текучести. «Так хочется, — говорила она, — остановить этот бег, увидеть, как идет дождь, шевелится листва, поднимается туман».

Дай Бог, чтобы такая возможность у любимой актрисы была как можно дольше.

Ikarus
18.05.2005, 11:15
Хотел было фотку приклеить, но ты Аля успела раньше (из Сладкои Женщины) .
Жаль , все уходят .
А вот Караченцев кажись оклимался после аварии .

Alevtina
18.05.2005, 17:33
Я скорблю по ней, как по кому-то очень близкому. Очень грустно. Очень.

---------------------------------------------------------------

Вот еще одна статья. Где-то перекликается с предыдущими, но есть и новые подробности.

---------------------------------------------------------------


Наталюнчик — самый добрый человек
Маяковка. Народ спешит на работу, но нет-нет да одергивается как-то на ходу при виде… фото и цветов, выставленных едва не на дорожке. И опять она улыбается без улыбки. Так умела. А ее фото — на режиссерском столике для читки новой пьесы, том еще, гончаровском. Наташа Гундарева… Начинается твоя новая пьеса.
Один шаг — и вы в театре. Просторный холл с выходами на гримуборные народных. Дама, держащая ключи наготове:
— Летом 2001-го она взяла ключ от комнаты в последний раз. Но звонила сюда постоянно! Не могла долго без звонка!
Возьмем и мы этот ключ. Хотя прежде… Что это за дверь? Медпункт. Девушка за столом, на столе — таблетки.
— Артисты часто обращаются: давление померить, еще что… Михаил Иванович (Филиппов, муж Гундаревой) часто приходил. И сегодня много людей будет. Сами понимаете — горе.
…В театре помнят: когда ничего еще не предвещало беды, Наталья Георгиевна везде появлялась с маленьким японским тонометром. Сосуды были не в порядке. И давно.
Тяжело идет Александр Лазарев — Кин на все времена:
— Можно быть прекрасной актрисой и малозначимым человеком, можно быть хорошим человеком и малозначимой актрисой. Наташа Гундарева сочетала в себе эти качества. Долгая ее болезнь (4 года), но надежда, хотя и маленькая, в нас все же теплилась: поправится, снова сыграем вместе. Но судьба распорядилась иначе…
Гримерка. Она не пустовала все это время. Маленькая. Чистенькая. Никаких излишеств, афиш. Но лишь две фотографии: она и Гончаров. Так и говорила: “Я — его актриса!” Он — полководец: воевал в кавалерии, ранен, глыба. Она — словно Катарина из “Укрощения строптивой”. Такими их воспринимал театр. По традиции, из гримерок не делают “мемориальных кабинетов”. Она просто отойдет следующему актеру — несомненно, Филиппову.
Фойе. Два часа до спектакля. Какие-то люди шепчутся:
— А кладбище: Ваганьково или Новодевичье?
— Туда и туда звонили. Скоро поймут окончательно.
…На Новодевичье раньше была разнарядка — только народных СССР, но что делать, если Гундарева в 86-м получила народную РФ… Гнетущие тонкости.
Татьяна Ахрамкова, чудный режиссер Маяковки, ставила чуть ли не последний спектакль, где играла Гундарева, — “Любовный напиток”. Она вспоминает, как у Гундаревой возник неожиданный простой в работе: стала депутатом Госдумы.
— Но, слава богу, искусство победило. Она говорила всем так: “Дума — непробиваемая стена”. И вернулась. А стольким людям она помогла! К ней обращались, и никто отказа не имел, когда надо было пойти и “поработать лицом”. Мужской пол замирал при ее появлении — от губернатора до мелкого служки. Умела этим пользоваться. Но ради других. Выбивала квартиры, делала прописки и даже… черт, черный юмор, места на кладбище. Одним своим звонком.
— Но по фильмам воспринимаешь ее как женщину властную, с характером…
— Если ей что-то не нравилось, это было очень конкретно. Ненормативная лексика с таким аппетитом вырывалась из нее, что вы! На этом учились! Но вы знаете… Она умела просить прощения. И сама просила.
Идем мимо реквизиторской. На стеллажах по огромным коробам — масса ее вещей. Зонтики, карты, пистолеты, платья ее свах, ее любовниц. Заплаканная женщина — Света, реквизитор. Все время выбегает курить. У нее были самые теплые отношения с Гундаревой. Света — из детдома, ни кола ни двора в Москве. Гундарева пошла, пробила ей жилье.
— Я к ней и в квартиру ездила, и на дачу. Помню отца Наташиного, мать. Мать — инженер-проектировщик в “ящике”. Властная была женщина. Не могли они вместе долго находиться — очень похожи характером. Никого роднее у меня не было. И не будет.
Плачет. Ей помогает старейший реквизитор — Клавдия Николаевна:
— Я ведь уже 50 лет здесь. Помню, как Наташу еще Андрей Александрович (Гончаров. — Я.С.) принимал в театр. Она же Щуку окончила, и ей из многих театров шли предложения… И вот идет она, в красном костюмчике… (показывает фотографию) Наталюнчик, сколько ты проболела. Добрый наш человечек, самый-самый!
…Столько воспоминаний: Гундарева — в театре, Гундарева — дома.
— А дома первым делом всех накормит, — улыбается Ахрамкова, — до сих пор во рту вкус необычной фасоли какой-то, все уговаривала меня, сидящую на диете, поесть побольше. И опрятность во всем. Чистоплотность. Домовитая женщина, с которой… знаете… надежно, что ли. Богом поцелованная.
Татьяна Потапова 30 лет была личным костюмером Гундаревой, самый интимный профи:
— Гончаров любил подчеркнуть ее женские достоинства. Он млел и облизывался, когда она выходила на сцену. А профессионально с нею было очень легко. В спектакле “Леди Макбет” были настолько быстрые переодевания, что, если какие-то крючочки не сходились, она всегда подбадривала: “Ничего, ничего, спокойно: успеем. Зрители подождут. Дальше меня спектакль не пойдет!” Она не капризничала…
— Вот как? А в фильме “Зимний вечер в Гаграх” она как раз таки капризно отшвыривает от себя костюмершу…
— Никогда в жизни такого не было. Лишь говорила с юмором, если что-то не получалось: “Таня, ты мою руку знаешь!” Всех подтягивала, с нею нельзя не быть ответственной.
…Актриса никогда не терялась, хотя казусы неприятные случались. В “Банкроте” у Натальи было особое платье: в нем по пышной оборке пущена настоящая леска, дабы форму держать. И вот Гундарева после быстрого переодевания выходит на краешек сцены, должна бежать дальше — к середине, но кусок лески цепляется за гвоздь и ее не пускает. Кто-то подлез, попытался порвать, перекусить — никак. Но она сыграла эпизод у кулис так, как стояла бы в центре. Без паники.
А в жизни одевалась очень демократично, несмотря на советский дефицит. Не комплексовала. Надо — так сошьет, свяжет…
Час до спектакля — в этот вечер играют “Женитьбу”. Начинают подтягиваться артисты.
— Что меня поражало: сколько же она помогала всем! — рассказывает Игорь Кашинцев. — И неспроста она провела свои дни в больнице патриархии. Если можно было бы причислять актеров к ликам святых… Она этого была бы достойна.
Гримируется Светлана Немоляева:
— Наташа была очень жизнерадостной. Поэтому мы не стали в день ее кончины отменять веселую “Женитьбу”. Ведь это, думаю, о ней и для нее. Все ее любили, все с нею играли. Это друг. Авторитет. Сильная натура. До последних дней, находясь в трезвом уме, она звонила в театр, чтобы узнать в подробностях последние новости.
В пустом пока зале, в темноте, где “цыганский хор” репетирует разудалую песнь, неожиданно встречаю Костолевского:
— Сейчас куда ни плюнь — все великие, выдающиеся, суперзвезды… сами себе раздаем звания, назначаем. Но о Гундаревой можно сказать честно — великая, уникальная актриса, и это было понятно при ее жизни.
…Зрители рассаживаются. Худрук Арцыбашев выходит на сцену и просто говорит о горе. Зал встает. А после, долгими аплодисментами провожает Наталью Георгиевну в долгий путь.



Ян СМИРНИЦКИЙ mk.ru
17.05.2005

lylik
25.05.2005, 00:19
Я просто поскользнулась! (http://www.eg.ru/Publication.mhtml?PubID=6831&Menu=&Part=16)