Батарея "Шанц" расположена в северо-западной части о. Котлин у основания т.н. "Косы" - узкого заболоченного мыса, выдающегося вперед на 2 - 2.5 км . Еще в 1706 г . чуть впереди нынешнего правого фланга батареи был возведен земляной редут "Александр-шанец", долгое время являвшийся главным оборонительным сооружением на острове. В начале XIX в. рядом, на южном берегу Котлина, построили деревоземляную "Александровскую" батарею. Дополнительно, для защиты подступов к обоим укреплениям, между ними расположили небольшой пехотный редут "Михаил". Все эти сооружения были кардинально перестроены летом 1855 г . в ходе спешного усиления Кронштадтской крепости, вызванного угрозой атаки англо-французской эскадры. На северном берегу теперь располагалась батарея №7 ("Александр-шанец"), на южном - батарея №8 ("Николай-шанец"), а между ними - батарея литер "В" (позднее получившая название "Куртинная").
Без сколь-нибудь серьезной модернизации укрепления просуществовали до конца XIX в., когда на их месте решили возвести группу батарей долговременного типа, получившую название "Шанц" ("Форт "Шанц"). Строительство северной (пушечной) и центральной (мортирной) батарей началось в 1897 г . и продолжалось 5 лет. Постройки выполнялись из бетона по принятым за основу проектам фортов "А" и "В", в которые вносились необходимые по местным условиям изменения. На пушечной батарее кроме основного вооружения (восьми 9 дм орудий обр. 1877 г . на станках Дурляхера) установили четыре 57 мм пушки, предназначенные для борьбы с возможными неприятельскими десантами. Для освещения прилегающего участка рейда на правом фланге поместили 150 см прожектор, скрывающийся при необходимости в шахте. Через некоторое время на левом фланге группы возвели южную (пушечную) батарею, аналогичную по постройкам, вооружению и оборудованию северной.
К началу 1930-х гг. батарея "Шанц" утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а в части освободившихся казематов решили оборудовать командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря. Во время Второй Мировой войны стационарных береговых орудий на батарее "Шанц" установлено не было, в тоже время здесь базировалась Отдельная железнодорожная артиллерийская батарея №19-А (2 орудия калибром 180 мм ), курсировавшая по ветке Кронштадт - "Риф".
«
*****» на
Яндекс.Фотках
В Кронштадте было несколько часовен. Часовня - это маленький молитвенный дом, где литургию не служат, а только читают так называемые «часы», отчего и произошло само название. В часовнях не бывает алтаря - только иконы и подсвечники. У нас, на Руси, часовни такого рода ставили в честь какого-либо события, на перепутье (угол улиц, пересечение дорог), на родниках или над престолом утраченной церкви.
Одна из Кронштадтских часовен, та, что за Ленинградскими воротами, построена была на средства купца Третьей Гильдии Ивана Осетрова и освящена 27 июня 1858 года. Проект деревянной часовни составлен был архитектором Р. И. Кузьминым. Она простояла до 1903 года, после чего ее отремонтировали, окрасили и перенесли к Кронштадтским воротам. А на месте этой часовни решено было построить каменную и посвятить ее двухсотлетию Полтавской победы, праздновать которую Петр Великий завещал «из роды родов».
Проект новой часовни разработал профессор Петербургской Академии Художеств В. А. Косяков, который в это время уже занимался также строительством Морского Никольского Собора в Кронштадте.
Надо сказать, что часовня была изумительно красива… Но в советские годы она представляла собою жалкое зрелище. И когда началась эпоха пешеходных экскурсий, и через Ленинградские ворота ежедневно, в летний сезон, стали проходить тысячи людей, то часовню стали маскировать строительными лесами. А когда леса становились черными, их заменяли на новые, которые тоже стояли пока не почернеют.
Но, к счастью, недавно свершилось то, чего так долго ждали. К торжествам по случаю трехсотлетия Кронштадта старинная часовня была полностью отреставрирована и вступила в строй! Правда, теперь не существует Ленинградской пристани, и поток пассажиров движется в другом направлении. И нет больше обычая, прежде чем пуститься по морю, помолиться о благополучном окончании путешествия, а добравшись до Кронштадта, поблагодарить Святого Николая за то, что все хорошо закончилось.
отсюда:
http://kronshtadt.info/old/chasovny/
«
Часовня у Ленинградских ворот» на
Яндекс.Фотках