Показать сообщение отдельно
Старый 08.07.2014, 06:31   #2177
Светланка вне форума
Светланка
Гуру
 
Регистрация: 12.07.2011
Адрес: Костромская область, г.Мантурово
Сообщений: 8 885
Сказал(а) спасибо: 9 709
Получено благодарностей: 8 521 в 3 861 постах
По умолчанию

Наталья74, а Кремль в Костроме был, но от него осталась одна стена(первые 2 фото в посте 2163)
Древнейший кремль в Костроме должен был появиться в середине-конце XII века. После долгих поисков археологи, наконец, его обнаружили на берегу реки Сулы. Ныне на этом месте просто пересечение двух улиц: Островского и Пятницкой, и - каменный памятный знак. В этом районе культурный слой Костромы достигает своего максимума - 2,5 метра. Сам детинец оказался типичной русской крепостью домонгольского облика, площадью чуть более гектара. К детинцу прилегали дома-усадьбы XII - XVI веков, так хорошо известные по Новгороду. В одной из усадеб найдена мастерская, где делали железные предметы, а также - стеклянные браслеты.
С беpегов Сулы на высокий левый берег реки Волги (туда, где сейчас располагается парк имени Ленина) Кремль пеpенесли в 1416 году. Hа высокие валы были поставлены дубовые стены с 14 боевыми башнями: «А башни pублены все клетками,— отмечалось в писцовой книге,— бои выводные за гоpод о дву местах, а меж башен тын...» В Кремле были Водяные и Спасские воpота — пеpвые выходили на Волгу, втоpые находились в севеpо-восточной части стены. От них чеpез pов были пеpебpошены мосты, а из Кремля к Волге пpоpыт подземный ход. Hа кpемлевских стенах были расставлены пушки.
В Кремле вплоть до XVIII в. оставались «осадные дворы» состоятельных костромских помещиков, пеpебиpавшихся сюда из усадеб в случае какой-либо опасности, около 200 обывательских домов, составивших тpи улицы, и административные учреждения, в частности большой воеводский двоp со стоящей на нем «избой с сеньми». Среди многочисленных частных строений находился и дом матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы Иоанновны.
Древнее предание относит время построения каменного Успенского собора к XIII веку, когда удельный костромской князь Василий Ярославович (младший брат святого равноапостольного князя Александра Невского) стал великим князем владимирским. Как писал в начале XX века историк П.С.Троицкий, «к устроению нового каменного дорогого храма (каменные храмы были тогда очень редки) условия благоприятствовали князю как нельзя лучше. С 1272 года он сделался Великим князем Владимирским, но продолжал жить в Костроме. Великокняжеское положение в деле постройки храма могло принести князю незаменимые услуги. Действительно, великий князь Василий Ярославович ещё до своей смерти успел закончить постройку Успенского храма, как гласит древнее повествование о явлении Феодоровской иконы Божией Матери, и лично перенёс в новопостроенный собор чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери». Правильность этой датировки подтверждает уникальная особенность собора – алтарь его ориентирован не на восток, а на север – в сторону реки Запрудни, где явилась первому и единственному костромскому князю Василию Ярославовичу чудотворная икона Фёдоровской Божией Матери. И если сведения о постройке каменного храма в XIII век верны, то это позволяет поставить средневековую Кострому в один ряд с древними русскими городами Киевом, Владимиром и Новгородом!
Изучение истории Успенского собора в XVI - XVII веках затрудняется тем, что необходимые для этого документы погибли в пожарах 1654, 1679 и 1773 годов. Известно, что кроме Троицкого рядом с Успенским собором в Кремле находились деревянные храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, шатровая колокольня и Крестовоздвиженский монастырь.«Пожар, случившийся 18 мая 1773 года, нанёс огромный ущерб Костромскому Кремлю. Успенский собор выгорел изнутри, разрушились Троицкий собор, каменный храм Крестовоздвиженского монастыря и колокольня (сами колокола, из которых наибольший весил тысячу пудов, расплавились); огонь уничтожил все деревянные кремлёвские здания. В связи с этим в семидесятых годах XVIII века началась полная перестройка кремля: Успенский собор был возобновлён с устроением четырёхскатной кровли четверика и пяти грушевидных маковок глав (нетрадиционных для русских храмов), а на месте прежней Крестовоздвиженской обители решено было создать новый собор в честь Богоявления».
В начале XIX в. земляные валы с севеpной стоpоны были сpыты, с южной — понижены, а pвы засыпаны. Часть кpемлевской земли отошла под бульвары, а остальную пеpедали Успенскому собоpу, котоpый в 1776—1791 годах был pасшиpен и пеpестpоен по пpоекту все того же С.А.Воpотилова. С 1835 года по распоряжению императора Николая I Успенский собор стал кафедральным, и здесь стали служить костромские архиереи. Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых. Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812 и 1853годов.
Внешнему облику соборов соответствовало великолепие их интерьеров и внутреннего убранства. В Успенском соборе был огромный иконостас с бесценными иконами, украшенный позолоченной резьбой, чудные фрески XVIII в., церковная утварь - вклады многих благоукрасителей собора, в том числе из княжеских и царских фамилий. В нём же находилась и благоговейно почиталась главная святыня Костромского края - чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Федоровская икона - главная святыня Костромы. Она написана не позже XIII в. (и тем самым представляет и очень большую художественную ценность). Икона находилась в иконостасе Успенского собора, слева от Царских врат (как и положено иконе Богоматери). На чёрно-белых фотографиях С.М.Проскудина-Горского мы, спустя век после самого фотографа можем увидеть и Фёдоровскую икону и восхитительной красоты предметы из ризницы Успенского собора.
Богоявленский собор Костромского Кремля, построенный Степаном Андреевичем Воротиловым – талантливым костромским зодчим в 1776-1791 годах, являлся крупнейшим культовым зданием губернского города. По совершенству художественного замысла, соединившем в себе грандиозность и изящество, он не имел себе равных по всей Волге и давно стал архитектурной эмблемой Костромы, её славой и гордостью. Видимая издалека 64-метровая Соборная колокольня служила своеобразным ориентиром для проплывающих судов. В ясную погоду с вершины её был виден Ярославль, удалённый отсюда на многие десятки вёрст. Вместе со стоящим подле древним Успенским собором (ХVI-ХVII вв.), являвшимся Кафедральным собором г. Костромы, и домами Соборного притча (сохранились доныне), также построенные братом и сыном Степана Андреевича П.А. и Е.С. Воротиловыми, Богоявленский собор составлял ту архитектурную группу, которую называли Костромским Кремлём. Ансамбль дополняла каменная с коваными решётками ограда с несколькими воротами, из них выделялись главные, так называемые Триумфальные или Святые, с северной стороны, обращённые к Торговым рядам, и Царская беседка(Четырехъярусная колокольня с курантами, воздвигнутая в 1775-1778 гг., долгое время служила доминантой при дальнейшей застройке, господствуя в силуэте города (разобрана в 1933 году).
Особое значение пpиобpела четыpехъяpусная собоpная колокольня с куpантами, воздвигнутая в 1775-1778 годах. Это самое высокое и прекраснейшее здание Костромы изначально задумывалась как доминирующая часть Кремлёвского комплекса. Квадратная с раскреповками в плане Соборная колокольня имела четыре яруса. Место пятого занимало по-барочному очерченное подножие восьмигранного золочёного купола, переходившего далее в вытянутую, также золочёную, луковичную главу, силуэтом напоминающую шпиль. Большие циферблаты часов с курантами украшали четыре стороны пятого яруса. Их ультрамариновый тон оттеняло золото накладных римских цифр и фигурных стрелок.

Г.и В. Лукомские в своей книге «Кострома. Исторический очерк и описание памятников художественной старины» так описывают соборную колокольню: «Карниз первого яруса украшен богатыми позолоченными завитками рококо, далее, в разорванные фронтоны третьего яруса вставлен Глаз Божий с золотыми лучами. По углам каждого яруса - прелестные вазы, тоже позолоченные и с синими полосками. Вазы эти придают очень много фантастики всему облику колокольни, не раз дававшему повод к сличению ее с "индийскою" (!) пагодой. Переход к куполу заполнен часовым циферблатом, выкрашенным в оливковый тон с черною серединою и помещенным на ярко голубом фоне вогнутой поверхности купола. Далее идет уширение его, снова перехват и, наконец, прелестное завершение высоким шпилем».

В начале ноября 1929 года Успенский и Богоявленский соборы по распоряжению властей подверглись закрытию. В храмах разместили зернохранилища.К 1934 году в Костроме было уничтожено 29 храмов. 8 июня 1934 года ночные взрывы потрясли центр города. Сначала взлетел Успенский собор со своими шестью золочёными куполами и уникальными фресками, затем пришла очередь и Богоявленского собора с колокольней. Взрывали Богоявленский собор дважды. Слишком прочная кладка, рассчитанная на века, устояла при первом взрыве. Колокольня простояла ещё некоторое время, однако к осени направленным взрывом уничтожили и её…

Памятник, воздвигающийся по проекту скульптора А.И.Адамсона, должен был стать ещё одним украшением Костромского Кремля. Памятник строился в виде грандиозного пьедестала, по уступам которого расположены фигуры царей Дома Романовых. Сквозная верхняя часть пьедестала заканчивалась шатровым покрытием с украшениями (ряды кокошников) в стиле XVII столетия. Все сооружение завершалось двуглавым орлом.

Увы, бесценный памятник русской культуры, составлявший славу русского зодчества, из-за небрежения потомков потерян. Но первый шаг к возрождению уже сделан! Во время Крестного хода с чудотворной иконой Божией Матери “Федоровской” через весь город Кострому в день обретения её - 29 августа 1993 года - архиепископом Костромским и Галичским Александром был установлен и освящён Памятный крест на месте алтаря кафедрального Успенского собора Костромского Кремля, напоминающий всем о долге восстановления святыни и в знак Божьего благословения на это благое и великое дело.
http://oldkostroma.ru/index/0-17
_______________________________________
ничего я больше не хочу....
моя страничка http://poodel.gallery.ru/
vetstancija44@mail.ru
 
За этот пост Светланка поблагодарили:
Удалить:
Наталья74 (08.07.2014)