|
Ингигерда
Гуру
Регистрация: 03.02.2007
Сообщений: 4 366
Сказал(а) спасибо: 14 164
Получено благодарностей: 6 529 в 2 995 постах
|
Во что может обойтись Западу бремя «спасения» Украины?
Стратегия Запада в отношении Украины страдает тем же изъяном, что и его подходы к другим проблемам мировой политики. На словах западные политики вроде бы понимают необходимость учета интересов всех сторон, вовлеченных в конфликт. Так, Керри заявил недавно, что никто не просит украинцев выбирать между ЕС и РФ. «Я думаю,- сказал он, - украинцы понимают, что у них сильные связи с Россией. Они понимают, что будущее Украины зависит от прочных отношений с РФ». Глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер отмечает, что «решение украинского кризиса без Москвы невозможно, а эмоции не должны руководить внешней политикой». Однако в практике западные лидеры ориентируются сугубо односторонне - на полностью подконтрольный им Киев, стремясь обеспечить его безоговорочную победу в развернувшейся на востоке Украины войне. Увы, такая политика не ликвидирует конфликты, а закладывает основу для нового конфликтного цикла, увеличивая разбалансирование всей мировой системы. Даже при кажущейся полной победе результат такой политики иллюзорен и непрочен. Попытки вести игры с нулевой суммой – это отнюдь не признак силы, так как настоящий лидер понимает необходимость политического компромисса; это скорее выражение страха не оказаться в проигрыше в условиях формирования нового многополярного мирового порядка. Отказ Запада от сотрудничества и взаимодействия с Россией и есть проявление слабости, неуверенности в своих силах.
Однако если представить на мгновение, что Запад добьется своих целей в отношении Украины - сохранит существующий режим, расширит помощь украинской армии по линии НАТО, вооружённой рукой подавит ополченцев Донбасса, новыми угрозами заставит отступить Россию, то что в итоге? А в итоге на плечи Запада ляжет крупнейшая в Европе и окончательно разоренная в процессе «достижения свободы и демократии» Украина, которую придётся «спасать». Как замечает известный украинский обозреватель Александр Роджерс, дефолт Украине не грозит - «он просто неизбежен». Сегодня украинская экономика принадлежит к числу самых убыточных в мире. За первые пять месяцев 2014 года, еще до начала активных боевых действий на Донбассе, чистый убыток украинских предприятий превысил 17 миллиардов долларов. Ожидается, что к концу года величина убытков составит более 40 миллиардов долларов, а это уже около трети ВВП Украины. Как следствие, упадёт собираемость налогов, введение новых и увеличение старых налогов бюджет тоже не спасут. Перестанут платить зарплаты, резко вырастет безработица, снизится покупательная способность населения, понесут убытки предприниматели, ориентированные на внутренний спрос. Украина в этом году уже поставила своеобразный антирекорд: если раньше доля убыточных предприятий в экономике составляла в среднем 14-15%, то в последние месяцы о своей убыточности заявляют уже свыше 52% предприятий, и эта цифра продолжает расти. А прибыль производств, оставшихся рентабельными, упала в 5,5 раза. ЕБРР прогнозирует, что экономика Украины рухнет на 7%, а инфляция, которую разгоняет повышение тарифов, составит 14-16%. Только на восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса уже сейчас необходимо около 30 млрд гривен (свыше 2 млрд долл.), в то время как правительство говорит лишь о 2 млрд гривен, а США заявили о готовности выделить на эти цели не более 7 млн долл., которых хватит разве что для поправки коммунального хозяйства в одном из донбасских поселков.
А. Яценюк уже признал, что получаемые Украиной стабилизационные кредиты, в том числе по линии МВФ, расходуются на ведение войны, что является грубым нарушением условий предоставления этих средств. На Западе пока закрывают на это глаза, словно не понимая, что в дальнейшем аппетиты украинских олигархов, наживающихся на страданиях сограждан, только будут возрастать. Мало того, Яценюк теперь агитирует за жесткое ограничение государственных расходов, повышение тарифов и передачу газотранспортной системы Украины западным энергокомпаниям. «Если мы эти законопроекты принимаем, - убеждает он, - то мы получим транш от МВФ и Всемирного банка в 1,5 миллиарда евро и будем иметь, чем финансировать армию». Ранее представители власти неоднократно уверяли, что средства МВФ не идут на финансирование армии, а направляются на поддержание экономики и социальной сферы.
Еще одной проблемой «постреволюционной» Украины является коррупция, которая уже достигла таких масштабов, по сравнению с которыми деяния «Семьи» Виктора Януковича кажутся детскими шалостями. Украинский автор пишет: «Коррупция стала простым и эффективным, а иногда и единственным средством достижения любой цели - от получения справки врача до разрешения на строительство, от поступления в университет до устройства на работу. В Украине даже покойнику без коррупции не выделят место на кладбище. Коррупционное вознаграждение на сегодняшний день - основная составляющая дохода большинства "бюджетников". Это отбросило какие-либо другие побуждения и стимулы у государства и общества для изменения положения дел. Коррупционная система, по сути, легла в основу сегодняшних общественных отношений. В мгновение ока самыми состоятельными и ненавидимыми людьми в стране стали сотрудники военкоматов. В зависимости от уровня богатства региона такса за неотправку на войну в условиях массовой мобилизации составляет от 500 до 2500 долларов. Отдельная плата взымается за род войск и место дислокации». А Том Китинг в Foreign Affairs приходит к выводу о том, что, «если новые власти не обуздают глубоко укоренившуюся коррупцию, украинский народ может быстро разувериться в том, что революция и подписанное соглашение с Евросоюзом обещают ему достойное будущее».[1]
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский отмечает, что даже если киевским властям удастся зачистить Донбасс, мир и спокойствие в стране не наступят. «Об этом свидетельствуют последние эпизоды с убийством мэра Кременчуга и обстрелом дома мэра Львова». Это и есть настоящие террористические акты. Их число может возрасти в десятки раз после того, как будет зачищен Донецкий регион. «Это не следствие войны на востоке Украины. Но атмосфера располагает. Если стреляют в одной части страны из минометов по мирным домам, то почему не стрельнуть и в другой части? Тем более что оружие у всех есть».
|