Павел Андреевич Федотов
Анкор, еще анкор! [1851-1852]
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
http://www.rodon.org/art-080417144030
Картина создана художником в конце жизни. Незначительный сюжет приводит к большому философскому обобщению. Изображен офицер, заброшенный судьбой в глухой гарнизон и коротающий досуг, заставляя пуделя прыгать через трость. Монотонная бессмысленность такого времяпровождения подчеркивается тавтологией названия картины ("анкор" по-французски означает "еще"). Ночной зимний пейзаж за окном – символ человеческой неприкаянности, бесприютности. Фигура офицера погружена полностью в тень, черты лица не читаются – перед нами скорее авторский духовный двойник, его исповедь в фантасмагорическом, фиктивном мире. Цвет утрачивает определенность, мазок становится открытым и темпераментным. В центре оказывается не номинальный "главный герой", а сюжетно маловажная деталь – ярко освещенный натюрморт. Живописная выразительность доминирует здесь над литературно-ассоциативной.