Cтройка 501 «сталинка» (1947–1953 гг.)
В начале 40-х в советских верхах обсуждались варианты строительства железной дороги к берегам Северного Ледовитого океана. Для работ по строительству были созданы десятки лагерей на всем маршруте будущей железной дороги. Заключенные охотно ехали на эту стройку, поскольку участникам строительства было обещано сокращение срока заключения (обещание было выполнено). Порядок строительства трассы выглядел следующим образом: сначала укладывалась бревенчатая дорога – лежневка, затем возводилась насыпь, строились мосты, и укладывалось полотно. Приводимый на новое место контингент заключенных – колонна – строил себе лагерный пункт. Зимней одеждой заключенных были бушлаты (длинные телогрейки), серые валенки, шапки-ушанки, ватные штаны. Летом носили комбинированные ботинки с брезентовым верхом, кожаными подошвами и носками, а также робы и специфические зековские картузы. Порой выдавались накомарники. Страдая от лютого мороза зимой и от мошки, комаров и болотных испарений летом, люди строили железную дорогу, которой не суждено было заработать. 26 мая 1953 года Совет Министров СССР принял Постановление №1346-536 СС, в соответствии с которым из глубинных районов севера Западной Сибири было вывезено более 100 000 человек.
Сегодня мало что осталось от воздвигнутого за период строительства. Разрушали люди и природа. Вечная мерзлота выдавливала опоры мостов, горбатила их, ломала. Весенний лед сносил их мощью заторов. Просыпающиеся весной ручьи подмывали насыпь. Гнили от вечной сырости бараки, то, что не гнило, разбиралось на дрова и стройматериалы. Сегодня лишь ржавые рельсы на гнилых шпалах да остовы лагерных бараков напоминают об одной из величайших северных строек ХХ века.
Она начинается всего в километре от моего дома...
_______________________________________
Возможно все. На невозможное просто требуется больше времени.
|