Показать сообщение отдельно
Старый 21.02.2009, 00:57   #1091
МНС вне форума
МНС
Гуру
 
Регистрация: 14.03.2008
Адрес: г.Москва
Сообщений: 1 853
Сказал(а) спасибо: 1 727
Получено благодарностей: 3 522 в 853 постах
По умолчанию

Приведу выдержку из статьи о происхождении собаки, которую только что отправила в один журнал.
"Даже на самых первых стадиях своего развития человек, подобно любому крупному хищнику, и вообще крупному животному привлекал к себе множество животных – комменсалов. Это могли быть насекомые, птицы, грызуны, а также и хищники. В настоящий момент существует весьма обширная группа синантропных животных, связь которых с человеком уходит своими корнями глубоко в древность. Окончательно антропогенная ниша сформировалась, когда появились постоянные поселения людей. Это произошло в конце последнего ледникового периода, т.е. приблизительно 15 тыс лет назад. Однако, как показывают археологические раскопки, свалки, содержащие пищевые отходы возникали уже в поселениях первобытных людей. На них оставались несъедобные для человека кости, растительные отходы, семена и зерно, а также фекалии человека. На отходах могли разводиться мухи, мухи привлекали к себе птиц. Кости крупных животных служили пищей и удобными убежищами для грызунов, на грызунов и птиц могли охотиться хищники. Остатки мяса и костного мозга на костях и фекалии сами привлекали к себе плотоядных животных и т.д.
Представители рода Canis, к которому относится собака, известны с эпохи олигоцена в Евразии, плиоцена - в Африке, плейстоцена - в Северной Америке и голоцена - в Австралии. Крупные звери, уже относящиеся к виду Canis lupus (серый волк), появляются и становятся вполне обычными уже во второй половине плейстоцена.
В раннечетвертичное время волк современного типа был уже ши¬роко распространен в Евразии. Некоторые представители вида вполне могли приспособиться к существованию вблизи человека. Поначалу эти животные кормились на помойках вблизи человеческого жилья, которые возникали уже в поселениях неандертальцев, ловили обитавших там грызунов. Ни о какой социализации с человеком на этом этапе эволюции не могло быть и речи, поскольку зверь, не боящийся человека, легко мог стать его пищевым объектом. Но в то же время, у животных-комменсалов формируется особый тип поведения, основанный с одной стороны на осторожности, а с другой – на умеренном страхе пред человеком. Такое животное не должно пугаться приближения человека на определенную дистанцию, а также должно уметь понимать его намерения. Особи, пугающиеся любого действия человека, не могут достаточно эффективно пользоваться отходами его жизнедеятельности и не могут стать комменсалами.
Итальянский эколог Луиджи Бойтани ( по Л.и Р. Коппингер, 2005) отмечает, что в Италии современные волки нередко кормятся на свалках. Однако при малейших признаках опасности, исходящей, прежде всего от человека, они спасаются бегством и не возвращаются до тех пор, пока она не минует. При этом они нередко убегают раньше и возвращаются позже, чем возможно, только убедившись в том, что опасность исчезла. В результате они получают от посещения свалки значительно меньше, чем возможно. Убегая слишком быстро и слишком далеко от пищи, волки тратят драгоценную энергию. Менее пугливые животные кормятся на свалках значительно более эффективно. Степень пугливости животного определяется критической дистанцией, насколько оно может подпустить к себе источник потенциальной опасности и как далеко убегает. Критическая дистанция волка значительно больше критической дистанции диких или одичавших собак.
Именно на признаке критической дистанции при бегстве от опасности основывается гипотеза самоодомашнивания собак путем естественного отбора (Л. и Р. Коппингер, 2005). Постепенно популяция диких волков начала разделяться на две части – одни особи оказались способны питаться на свалках близ человеческого жилья, другие – нет. Отбор по этому признаку привел к возрастанию частоты генов, способствующих уменьшению пугливости по отношению к человеку у первой группы. Это способствовало постепенной дивергенции популяций и образованию нового вида. Кстати, разделение на два "лагеря" четко прослеживается и в популяциях современных волков. Одни тяготеют к жилью человека, питаются домашним скотом и падалью, часто за¬ходят на окраины поселков, другие же всячески избегают даже следов человека и его деятельности.
Таким образом, разделение на волков и собак могло произойти еще в первой части четвертичного периода – плейстоцене т.е. 750 -100 тыс. лет назад, когда на Земле жили предки современного человека – архантропы и неандертальцы. В этот период существовало значительно большее, чем в наше время число видов рода Canis, поэтому подобной дивергенции могли подвергаться многие виды волков.
С появлением и успешным расселением по Земле Человека разумного собаки стали его постоянными комменсалами. При этом разные формы собак с легкостью могли скрещиваться друг с другом и с другими видами рода Canis.
Традиционно собаку принято рассматривать исключительно как домашнее животное, однако очевидно, что еще задолго до одомашнивания собака сформировалась как синантропный, но независимый дикий вид. Очевидно, именно в такой форме собаки существовали до эпохи мезолита. Возможно, что где-нибудь этот древний синантропный вид в своем первоначальном состоянии существует и до сих пор. Весьма вероятно, что предками динго и новогвинейской собаки были вовсе не домашние собаки, а собаки-комменсалы, следовавшие за человеком подобно крысам или воробьям"

Мне кажется, что современные бездомные собаки по сути близки к той, первоначальной собаки. Ведь эти стаи состоят отнюдь не из выброшенных или потерянных собак, более того последние не имеют никаких шансов в этих стаях выжить. По поведению эти собаки ( честно говоря меня не устраивает ни один из терминов, которыми этих собак называют: бездомные, парии, безнадзорные и т.д.) действительно весьма напоминают волка. это еще раз напоминает о близком родстве этих видов.
Волки и собаки в неволе легко контактируют друг с другом и образуют вполне устойчивые группы. Иногда это происходит и в природе. Так, несмотря на то, что в природе собака относится к обычным пищевым объектам волка, при нарушении нормальной структуры популяции волков в природе они часто скрещиваются с собаками. Вяжутся с собаками чаще одинокие волчицы, реже самцы. Контакты волков с собаками завязывается зимой в период гона, чаще на скотомогильниках или на окраинах деревень. Волчицы обычно воспитывают гибридных щенков самостоятельно, волки-самцы стараются увести собаку с собой и, если им это удается, выращивают щенков вместе. Известны случаи спаривания волков даже с цепными собаками. Волко-собачьи гибриды в природе ведут себя совершенно по-волчьи. Достаточно легко дичают и собаки, при этом поведение одичавших собак в природе аналогично поведению волков или волко-собачьих гибридов. В собачьих стаях, которые охотятся на крупных животных, наблюдаются те же способы охоты и такая же слаженность, как и у волков. При отсутствии волков одичавшие собаки в природе занимают их экологическую нишу.
  Ответить с цитированием
За этот пост МНС поблагодарили:
Удалить:
JASMIN (12.01.2016)